РЕЙДЕРСТВО МОЖЕТ «ИССУШИТЬ» ЭКОНОМИКУ
Из научной работы полковника Астафьева: «Роль органов внутренних дел в противодействии рейдерским захватам».
Криминальное банкротство – это разновидность экономической преступности. Существенную криминогенную роль в развитии криминального банкротства играет коррупция. Материалы многочисленных опросов граждан России свидетельствуют, что свыше 90% анкетируемых считают, что чиновники, пришедшие во власть, решают проблемы тех, кто привел их к власти и платит им деньги (лоббистов), а также отстаивают интересы свои и близких родственников. Криминальное банкротство не только стало самостоятельным видом бизнеса в России, но и породило другой вид общественно опасной экономической деятельности – рейдерство… Отечественное рейдерство не имеет аналогов, его некорректно сравнивать с заграничным. В
России это явление уже прошло так называемую «точку невозврата» и охватило весь общественный механизм. Преступное мышление и поведение стало нормой для широкого круга предпринимателей. Если в начале 90-х годов, когда начинался процесс перманентного передела рынка, это был просто бандитизм, то сейчас захват собственности происходит с помощью бойцов охранных предприятий и с постановлением суда на руках. У этих явлений одни корни. Это нелегитимная приватизация, вследствие которой крупная частная собственность стала синонимом нечестности. Вслед за рождением класса олигархов стали появляться и рейдерские структуры. Это стало системой, нормой жизни. Объектами захвата являются как дворы многоэтажным домов, так и крупные земельные участки, предприятия.
------------------------------------------------------------------------------------------
Главный покровитель рейдеров А. — в Москве
После опубликования в «НАРОДНОМ ВЕЧЕ» статьи «Коррупция расчленит Россию» о провокации в отношении честного полковника Астафьева мне позвонили из Вашингтона ( «Вашингтон Пост», «Голос Америки») и из Москвы (радио «Бизнес-FM»). Попросили ответить на вопросы, уточнить изложенное в моей статье. Мой гражданский долг не позволил мне отмолчаться. Чем больший круг узнает о беззаконии, тем легче нам будет побороть коррупцию, окопавшуюся в самых высоких кабинетах, в том числе и в ведомствах силовых структур. Тем более что Президент РФ Медведев взывает к гражданскому обществу с просьбой о помощи в борьбе с «оборотнями» в погонах, сетует, что законов им подписано на сей счет много, но пока они не действуют….
Хочу в этой связи предостеречь отдельных псевдопатриотов от навешивания шпионских ярлыков. Мол, писал Астафьев научную работу о рейдерстве по американскому гранту – продался. Позволила себе Соловьенко комментарий ведущему печатному изданию США – получила заокеанские «бабки». Все это ложь, а «охота на ведьм» — на руку бандитам, и во вред нашей стране.
Повторюсь еще раз: коррупция не знает границ, вышла она на трансконтинентальный уровень: многие приморские братки-рейдеры, контрабандисты покинули Приморье. Тот же скрывающийся от следствия член ОПГ Ю. Степанченко прячется в Америке. И, не объединив усилия, — хоть на уровне президентов, хоть на уровне сыщиков, хоть на уровне журналистов и просто граждан, – преуспеть в борьбе с организованной преступностью будет трудно. Пусть весь мир узнает о наших бедах, тем более когда в России нет пророков – местную прессу власть игнорирует, факты публикаций, как в случае с Астафьевым, замалчивает.
Известно, что уже два следователя по делу Астафьева отбыли в отпуск. Теперь дело ведет третий. Прошел месяц со дня задержания полковника, однако следствие практически топчется на месте. Нет достоверной информации и о том, что вышестоящие госорганы выясняют причины, из-за которых совершена провокация в отношении Астафьева. Не потому ли, что слишком высокий покровитель бригады приморских рейдеров служит сегодня в ФСБ России на Лубянке. Но это уже другая история……
Мария СОЛОВЬЕНКО
-------------------------------------------------------------------------------------------
Но основной проблемой рейдерства является коррумпированность органов власти, управления и правоохранительной сферы, в связи с чем необходимы системные изменения во всем государстве. Необходимо покончить с безнаказанностью рейдеров и коррупционеров.
Пробелы в действующем законодательстве, рост экономической преступности и коррупции являются факторами, которые следует постоянно учитывать в своей деятельности подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим борьбу с рейдерскими захватами на современном этапе.
Значительные затруднения вызывает у практических работников министерства внутренних дел (МВД) и прокуратуры расследование уголовных дел по фактам криминального присвоения прав на управление и владение предприятиями и организациями. Если количество прекращенных дел по экономическим преступлениям колеблется от 30 до 40%, то по захватам предприятий этот показатель составляет 60-70%. В условиях отсутствия достаточной практики расследования, по убеждению представителя следственного комитета при МВД, «30% дел, переданных в суд, это объективно хорошая следственная работа. Потому что на сегодня еще много дел в судах не рассмотрено, часто суды не знают, как к ним подходить, они или приостанавливают их, или под любыми предлогами пытаются вернуть обратно, на дополнительное расследование».
По самым скромным подсчетам в год происходит до 10 тысяч, а то и более рейдерских атак, а выносится менее 100 обвинительных приговоров. Можно посчитать эффективность рейдерского захвата, даже с нарушением существующих уголовно-правовых норм. Получается, что только один из ста рейдеров может быть привлечен к ответственности. Фактически минимальный риск. Страшнее ездить на автомобиле.
МВД России выступает за ужесточение уголовной ответственности за рейдерство, сообщил журналистам заместитель начальника Следственного комитета при МВД России генерал-майор юстиции Юрий Алексеев. По его словам, в Уголовном кодексе Российской Федерации пока нет статьи, касающейся данного вида преступлений. Обвиняемые в рейдерских захватах в настоящее время привлекаются по ст. 159 ( «Мошенничество») УК РФ. «Мы предлагаем ввести в Уголовный кодекс ст. 201.1 („Незаконный захват имущественных комплексов юридических лиц“) и ст. 201.2 („Корпоративный шантаж“), и ввести за эти преступления наказание сроком от шести лет лишения свободы. Так как это преступление перейдет в категорию „тяжких“, это позволит нам проводить в отношении рейдеров весь необходимый комплекс оперативно-розыскных мероприятий», — сказал Алексеев. По его словам, подобные инициативы подготовлены МВД России, переданы в Государственную Думу и уже приняты в первом чтении нижней палатой парламента.
Заместитель начальника Следственного Комитета при МВД России сообщил, что с начала 2008 г. по фактам рейдерства возбуждено 417 уголовных дел, 76 из них направлены в суд.
Рейдерство совершается только организованными преступными формированиями. Оно представляет собой враждебное и незаконное поглощение бизнеса с помощью специально инициированного бизнес-конфликта. Это — системная преступная деятельность многих субъектов, включающая совершение преступлений и в сфере экономической деятельности, и должностных, и против правосудия, и иных.
Рейдерство неизбежно сопровождается целым рядом криминологически опасных последствий политического, социального, экономического, правового и социально-психологического характера. В частности, бывшие работники захваченных предприятий, оставшись без средств к существованию, выходят на улицы, требуют наведения порядка и выражают недовольство властью, в том числе в экстремистских формах.
Характерно, что группы, специализирующиеся на захвате чужой собственности (как правило, эффективно работающих предприятий) имеют доверительные (коррупционные) отношения с властными структурами, а также — с общеуголовными криминальными группировками.
При анализе корпоративных конфликтов, развивающихся по криминальным схемам, обращает на себя внимание интерес отдельных групп к предприятиям оборонной промышленности. Так, завод «Ижмаш», выпускающий стрелковое оружие, полностью перешел под контроль группы «Альянс». (Группа «Альянс» связана с чеченской диаспорой в Москве, с определенными кругами на Северном Кавказе). Бросается явная ангажированность (разумеется, не бескорыстная) судебных органов.
Группа «Альянс» — не единственная структура, специализирующаяся на силовом захвате компаний (как правило, прибыльных). В последние годы такой бизнес стал весьма популярным. Данная «ниша» стремительно заполняется криминализированными элементами, в том числе из числа коррумпированных юристов и чиновников.
Процессы враждебных поглощений в России, как полагают эксперты, будут активизироваться. Зарубежные специалисты обращают внимание на то, что в России процветают в основном «силовые» поглощения. Причем большая часть поглощений «по-российски» связана со злоупотреблениями в российских судах и подкупом государственных чиновников, с помощью которых компании-захватчики получают акции и активы у законных владельцев против их воли и за малую часть реальной стоимости.
Криминальные захваты без поддержки «сверху» вообще невозможны. При желании, рейдеров можно остановить уже сейчас, без всякого «антирейдерского закона». Хватит и статей нынешнего Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ. Дело в другом: в коррумпированности государственного аппарата.
Есть десять ключевых «технологий» криминальных захватов. Основаны они по большей части на подлоге и подделке документов. Фальсифицируются реестры акционеров, учредительные договоры, купчие. Поэтому даже сейчас рейдеров можно привлечь к ответственности по уголовным статьям.
И действительно: МВД РФ, например, возбуждает все больше дел против рейдеров именно по уголовным статьям – по фактам самоуправства (ст. 330) и мошенничества (ст. 159). Статистика Следственного комитета МВД показывает более чем двукратный рост числа дел по фактам противоправных поглощений — со 171 в 2004 до 370 в 2006 году. Все чаще рейдерам инкриминируется статья 210 — организация преступного сообщества. Но дела все больше приостанавливаются или прекращаются, приговоров с 2004 по начало 2007 года вынесено всего 19! Все дело в том, что наши правоохранительные органы слабы и коррумпированны. Для примера возьмем Петербург. Здесь в 2005 году органы МВД возбудили 30 уголовных дел по фактам хищения активов городских предприятий. Но только два дела дошли до суда, еще два имеют хоть какую-то перспективу, а все остальные были приостановлены или прекращены. В Приморском крае в настоящее время в стадии расследования находится одно уголовное дело по рейдерству, в 2008 году два аналогичных дела были прекращены.
Борьба с рейдерством весьма затруднительна в условиях существования современного государства. В уголовном законе отсутствует статья и четкое юридическое определение рейдерства. При его проявлениях следователи сначала заводят дело, а потом думают, под какую статью его подвести.
ПРИЧИНА В ТОМ, ЧТО У НАС ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА НЕ СУЩЕСТВУЕТ. ОНО ПРИВАТИЗИРОВАНО РАЗЛИЧНЫМИ ЧИНОВНИКАМИ, КЛАНАМИ ЧИНОВНИКОВ, КОРПОРАЦИЯМИ ЧИНОВНИКОВ, КОТОРЫЕ ПОД ВИДОМ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР ПРЕСЛЕДУЮТ СВОИ ВПОЛНЕ КОНКРЕТНЫЕ И КОРЫСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ.
Основными факторами неэффективной борьбы с таким явлением, как незаконный отъем собственности, является коррупция, некачественная работа следственных органов, несовершенство законодательства и правоприменительной практики.
Часто выясняется, что рейдер не просто покупает правоохранителя, а действует в интересах начальника, который сам является руководителем правоохранительного подразделения.
Опасность рейдерства определяет необходимость противодействия этому явлению со стороны органов внутренних дел и характеризуется несколькими факторами:
1. Силовой и коррупционный передел собственности связан с коррумпированными правоохранительными органами и коррумпированными органами судов.
2. Рейдерство – источник легализации криминальных сфер.
3. Рейдерство не занимается реальной экономикой и не направлено на решение реальных задач страны. Рейдерство, как сверхзадача, может «иссушить» экономику.
4. Рейдерство, которое есть в России, снижает ее инвестиционную привлекательность, т.к. это один из дополнительных рисков для инвестиций.
5. Экономический ущерб от рейдерства колоссален и подрывает безопасность России в целом.
6. Рейдерство не только компрометирует экономическую политику государства, но и подрывает престиж России на международной арене. Имиджевый ущерб настолько велик, что он мешает инновационной политике.
7. Рейдерство влечет за собой последствия и в социальном плане: повышается уровень коррупции в государстве, страдают люди, которые лишаются работы.
С 2005 года по предложению депутата Государственной Думы Российской Федерации Г. Гудкова в комитете по безопасности создана рабочая группа по противодействию «черному рейдерству». В Верховном Суде РФ и Правительстве России рассматриваются законопроекты о внесении необходимых изменений в Уголовный Кодекс. Однако глава рабочей группы Г.
Гудков убежден, что вслед за изменениями в Уголовном Кодексе необходимо реформирование правоохранительных органов, а главное – искоренение коррупции в органах государственной власти и управления.
Анализ статистики показывает, что основную массу преступлений коррупционной направленности выявляют и раскрывают сотрудники органов внутренних дел. Именно подразделения органов внутренних дел в большей мере противодействуют коррупционной составляющей при рейдерских захватах. Правоохранительным органам в своей деятельности в борьбе с рейдерством следует учитывать высокую общественную опасность данной категории преступлений, непосредственно связанных с проявлением организованной преступности и коррупции.
Роль органов внутренних дел в противодействии рейдерским захватам можно оценить, используя данные Главного информационно-аналитического Центра МВД России о правоприменительной практике в сфере борьбы с коррупцией — одного из причинных факторов рейдерства.
В 2008 году значительно возросло количество выявленных и раскрытых преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. МВД России выявлено 30701преступление (что на 18,8% больше, чем в 2007 году) и направлено в суд 19964 уголовных дела (что на 14% больше, чем в 2007 году) в отношении 5681 чиновника (что на 210 человек больше, чем в 2007 году). Из этого количества преступлений выявлено 9928 фактов взяточничества (что на 9,3% больше, чем в 2007 году), направлено в суд 8022 уголовных дела (что на 5,5% больше, чем в 2007 году), по которым привлечено к уголовной ответственности 4485 чиновников (что на 440 человек больше, чем в 2007 году). Всего правоохранительными органами РФ выявлено 40473 (на 13,3% больше, чем в 2007 году), направлено в суд 26079 (на 5,5% больше, чем в 2007 году) преступлений в отношении 8372 должностных лиц (больше, чем 2007 году на 430 чиновников). Из этого количества выявлено 12512 фактов взяток (на 7,7% больше, чем в 2007 году), направлено в суд 9846 (на 2,3% больше, чем в 2007 году) уголовных дел в отношении 6006 человек (на 361 взяточника больше, чем в 2007 году).
Эти показатели далеко не в полной мере характеризуют степень коррумпированности государственных служащих и служащих органов власти местного самоуправления. Однако цифры наглядно показывают роль органов внутренних дел в борьбе с данной категории преступлений, тесно связанных с рейдерством (более двух третей выявленных и направленных в суд от общего количества уголовных дел в отношении коррупционеров).
В современной России под рейдерством, чаще всего, понимают враждебное и незаконное поглощение бизнеса с помощью специально инициированного бизнес-конфликта. По сути дела, рейдерство – это захват чужого бизнеса с необоснованным использованием юридических норм и институтов, извращающих их сущность.
Рейдерство допускает возможность и планирует совершение таких преступных действий, как подделка документов, заведомо ложный донос о совершении преступления определенным лицом, мошенничество, подкуп лица, обладающего процессуальными полномочиями по возбуждению уголовного дела, незаконное лишение свободы и даже заказные убийства. Для решения этих целей нередко привлекаются криминальные формирования общеуголовной направленности.
Мнение о том, что проблему рейдерства нужно рассматривать как проблему организованной преступности, высказывает советник Председателя Конституционного Суда России В. Овчинский. Организации рейдеров, по его мнению, — самая мощная форма организованной преступности. Рейдеры – это либо специализированная группа в преступном сообществе, либо автономные группы бизнес-киллеров, которые получают определенный заказ.
Рейдерские группы есть легализованные криминальные формирования, представляющие олигархическую модель организованной преступности.
Организованная преступность — есть социальное явление, сложная системно-структурная совокупность деятелей преступного мира, контролирующая социальную сферу, подрывающая экономику государства. Надо отчетливо осознавать, что накопление в руках преступников значительных ценностей влечет за собой потребность в политическом обеспечении своих специфических экономических интересов. Отсюда стремление контролировать власть в государстве, проявляющееся в том числе в подкупе высокопоставленных должностных лиц или в продвижении на более высокие посты подкупленных.
Еще в конце 80-х годов прошлого века доктор юридических наук, профессор А. И. Долгова — одна из основоположников стратегии и тактики борьбы с организованной преступностью, в результате проведенных исследований пришла к выводу, что ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ ПОСЯГАЕТ НЕ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, А УГРОЖАЕТ САМОМУ СУЩЕСТВОВАНИЮ ОБЩЕСТВА. Выводы А. И. Долговой актуальны для современной России. В разные исторические этапы организованные формы преступности проявляют себя неодинаково по разным видам преступлений, но суть от этого не меняется.
В настоящее время организованную преступность по-прежнему может характеризовать сплоченность, сложные организационно-иерархические связи, наличие в обороте огромных денежных сумм, срастание совершаемых преступлений с правоохранительными органами (коррумпированность).
Борьба с организованной преступностью и коррупцией является необходимым условием обеспечения экономической безопасности России и определяет необходимость вмешательства правоохранительных органов в процесс криминального передела собственности при рейдерских захватах.
В условиях активного функционирования организованных преступников в сфере экономики правоохранительным органам приходится встречаться со всё более сложной системной деятельностью по лишению собственников того, что им по праву принадлежит, и созданию новых криминальных капиталов, а также их собственников (рейдерство или захваты). Рейдерство – один из видов теневой экономики, и это не причина, а следствие сложившейся системы экономических, социальных и политических отношений. Рейдерство очень часто действует в интересах крупных государственных чиновников, которые получают на этом свои неформальные деньги.
Криминологические исследования, проведенные российскими учеными, свидетельствуют, с одной стороны, об активизации борьбы с организованной преступностью, в том числе рейдерскими захватами, с другой, — о том, что не удалось добиться коренного перелома в тревожных тенденциях и характеристиках данных явлений.
Организованная преступность, рейдерство, как ее проявление в сфере экономики, превратились в реальную и серьезную угрозу безопасности человека, различных организаций, общества, государства.
Каждая страна в своей истории проходила этап первичного накопления капитала, в рамках которого существовало и рейдерство. Однако в странах, где первичное накопление капитала уже произошло, не используются те методы, которые применяют российские рейдеры. В России формируется искаженный и искривленный менталитет бизнес-сообщества.
В России до сих пор не существует законного понимания слияния и поглощения, то есть того инструмента, который существует во всем цивилизованном капиталистическом обществе: в той же Америке и Великобритании это нормальная форма развития бизнеса, форма реорганизации одного юридического лица за счет слияния или поглощения другим юридическим лицом. Никто к этому не относится там с какой-то опаской. Вполне нормальное действие.
Степень опасности рейдерства в нашей стране определяется многими факторами. Во-первых, тем, что это силовой и коррупционный передел собственности, связанный с деятельностью правоохранительных органов и судов, т.е. с коррумпированной государственной системой. Во-вторых, рейдерство – это источник легализации криминальных сфер.
Рейдерство не только компрометирует экономическую политику государства как таковую, но и подрывает престиж России на международной арене, считает большая часть респондентов, принимавших участие в многочисленных социологических исследованиях.
Как полагают эксперты, слабость России в том, что наибольшее значение имеет не правовая норма, а правоприменительная практика, которая сильно подвержена избирательному применению. Факт ужесточения репрессивных норм может использоваться для того же рейдерства: для повторного передела и перехвата управления, и, на самом деле, для укрепления тех же механизмов «крышевания». По мнению некоторых экспертов, основой государственного строя Российской Федерации является коррупция. Рейдерство коррупцию подорвать не может. Оно состоит у нее на службе. Рейдерство является системообразующей нашего государства.
Наиболее опасным способом криминального захвата недвижимости является так называемый комбинированный способ, когда помимо правоохранительных органов в захвате собственности участвуют чиновники государственного аппарата разного уровня. К тому же, в настоящее время в России существуют серьезные проблемы с формированием доказательной базы при проведении расследования рейдерства – уголовные дела по этим фактам достаточно запутаны. Квалификации и возможностей правоохранительных органов зачастую просто не хватает.
Зарубежные специалисты обращают внимание на то, что в России процветают в основном криминальные захваты недвижимости, сопряженные с насильственным (физическим) захватом собственности.
Характеризуя криминальные захваты недвижимости и объясняя пассивное поведение представителей правоохранительных органов при этом, М. П. Клейменов правильно говорит, что «подобная криминальная деятельность, к сожалению, далеко не всегда оказывается в поле зрения правоохранительных органов, хотя она сопровождается существенными отрицательными последствиями. В их числе: подрыв мотивации заниматься честным и эффективным бизнесом; ухудшение инновационного климата; снижение налогооблагаемой базы; замораживание заработной платы; втягивание в конфликты трудовых коллективов и повышение вероятности массовых беспорядков; дискредитация органов власти».
В США понятие «рейдерство» подразумевает действия атакующей стороны в процессах законного слияния и поглощения бизнеса. Там криминального оттенка в этом понятии нет. В России данный термин означает насильственный отъем предприятий против воли его собственников.
При рейдерском захвате собственности объектом посягательства являются не экономические отношения, как при мошенничестве, а экономическая деятельность предприятий, составляющая экономическую безопасность государства, по сути, это «экономический терроризм».
При совершении указанных преступлений умысел виновных лиц в первую очередь направлен не только на завладение чужим имуществом, а, прежде всего, на ликвидацию нормально действующего порядка производственного процесса. В большинстве случаев это заканчивается его развалом, отчуждением наиболее привлекательных и ликвидных активов предприятий, составляющих экономическую основу любого государства.
В результате вместо работающих производств, составляющих экономическую основу государства, в том числе и в сфере высоких технологий, появляются коммерческие предприятия второстепенной значимости для государства и общества, а именно — рынки, автосалоны, офисы, арендуемые различными фирмами, позволяющие получать сложно контролируемый доход.
Опыт развитых стран по приведению практики слияния и поглощения в цивилизованную форму, интересен для России. Однако, даже в разгар ожесточенных столкновений рейдеров и собственников акционерных обществ, количество правонарушений, которыми сопровождалась практика рейдерских захватов за рубежом, было несопоставимо с сегодняшней российской действительностью.
(Продолжение следует)
29 Август 2009, 6270 просмотров.