Дорожная этика
Этика – это нормы и правила поведения человека во взаимоотношениях с другими людьми, основанные на их взаимном уважении.
По сути дела, Правила дорожного движения — это правила поведения участников дорожного движения. Практически все пункты Правил дорожного движения предусматривают уважительное отношение ко всем без исключения участникам дорожного движения: пешеходам, пассажирам, велосипедистам, водителям других транспортных средств.
В Правилах дорожного движения четко определены обязанности для каждой категории участников дорожного движения. Но, вместе с тем, у всех есть общее правило — быть взаимно предупредительными. Что это значит? Если каждый будет выполнять предписанные правила и, тем самым, не мешать другим участникам движения, то это и означает взаимную предупредительность. Например, водитель поворачивает на перекрестке, впереди пешеходный переход, по которому идет пешеход, и водитель пропускает его. Или пешеход, видя, что машина уже близко, не бросается ей наперерез — «авось» успею, а пропускает машину. Это и есть предупредительность.
Другая ситуация: на нерегулируемом перекрестке водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Это правило легковыполнимо, когда транспорт подъезжает к перекрестку одновременно с двух или трех сторон. А если с четырех? Тут, чтобы ситуация разрядилась, не стала конфликтной, без взаимной вежливости не обойтись. Тогда вопрос, кто кому должен уступить дорогу, потеряет свою остроту.
Родная сестра предупредительности — предусмотрительность. Она состоит в том, чтобы смотреть вперед и видеть чуть дальше — как сложится дорожная ситуация через 3-5 секунд, что может произойти через 10-20 секунд. В предусмотрительности и проявляется предупредительность, то есть водитель должен предвидеть действия пешехода, а пешеход — действия водителя, для того, чтобы своевременно принять необходимые меры и избежать конфликта на дороге.
Настоящий водитель вежлив и предупредителен — он не будет крутить пальцем у виска и, открыв окно, выкрикивать в адрес зазевавшегося пешехода ругательства. Нельзя считать хорошим, надежным водителем человека, наделенного такими чертами, как агрессивность, неуравновешенность, недоброжелательность, невежливость, высокомерие, пренебрежительное отношение к мнению окружающих и неумение обдумывать последствия своих слов и поступков.
Любое из этих неприемлемых качеств, при определенных обстоятельствах, может привести к беде. Например, под воздействием агрессивности водитель совершает множество опасных действий: легко «заражается» повышенной скоростью обгоняющей машины, пытаясь обойти «обидчика» любой ценой. А когда надо уступить дорогу участнику движения, имеющему преимущество, вопреки здравому смыслу пытается проскочить. Попав на одну полосу с транспортным средством, которое, по его мнению, движется недостаточно быстро, сердится и обгоняет, даже если обгон запрещен. Увидев приближающееся к перекрестку транспортное средство, которое может помешать ему, он не снижает, а наоборот, прибавляет скорость.
Дорога не терпит резких маневров. Резкое ускорение, торможение или перестроение всегда бывает неожиданным для других участников дорожного движения. Если один водитель обогнал другого, опасно «подрезав», не стоит отвечать ему тем же. «Мщение» на проезжей части никогда к добру не приводило. Состязательность, присущая спорту, недопустима на дороге.
Неуступчивое, грубое поведение участников движения опасно для всех. Наоборот, доброжелательное и предупредительное отношение друг к другу создает благоприятную, спокойную обстановку на дороге. Без уважительного и вежливого отношения друг к другу всех участников движения безопасность на дороге невозможна. Водитель должен помнить, что пешеход перед автомобилем беззащитен. Но и пешеходу не следует забывать, что возможности водителя не безграничны.
Если возникла опасная ситуация на дороге по вине другого водителя (или пешехода) и вы умелыми действиями не дали ей перерасти в дорожно-транспортное происшествие, будьте великодушны и не стремитесь отомстить. Не размахивайте руками, не стучите демонстративно себя по лбу и не крутите пальцем у виска. На такие, в общем-то, безобидные действия может последовать неадекватная реакция этого водителя и его пассажиров. Если опасная ситуация возникла по вашей вине, покажите жестом другому водителю, что вы все поняли и приносите свои извинения. Если же конфликт все-таки возник, и вас вынуждают остановить машину для «разборки» — вы можете не останавливаться. Водитель обязан остановиться только при совершении дорожно-транспортного происшествия.
Никто не в состоянии предусмотреть все ситуации на дороге. Но в большинстве ситуации от участников дорожного движения требуется лишь выполнение узаконенных Правилами действий. Если бы все водители и пешеходы были взаимно вежливы и предупредительны, то скольких трагедий удалось бы избежать!
Исследования отечественных специалистов и опыт зарубежных стран с низким уровнем дорожно-транспортных происшествий приводят к однозначному выводу: только личная дисциплинированность пешеходов и водителей гарантируют снижение числа жертв на дорогах. Дисциплина зависит, в первую очередь, от общего воспитания человека, от его культуры. Культура водителя и пешехода — часть общей культуры человека, то есть его общественного, нравственного и умственного развития. Человека вежливого, доброжелательного, относящегося с уважением и предупредительностью к окружающим, трудно представить в роли нарушителя Правил дорожного движения.
Только вежливый, предусмотрительный участник дорожного движения вправе рассчитывать на уважительное отношение к себе других участников движения. Только в обстановке взаимоуважения можно добиться снижения числа дорожно-транспортных происшествий!
04Сентябрь2009, 4562 просмотра.