Адвокат школы

Школьный юрист – это юрист, специализирующийся на вопросах образования, школь

ного права и правовым нормам в школе.

Главная страница
Электронная почта
Поиск
Карта сайта

   

Главная Справочная ГИБДД

Дорожная этика

Этика – это нормы и правила поведения человека во взаимоотношениях с другими людьми, основанные на их взаимном уважении.

По сути дела, Правила дорожного движения — это правила поведения участников дорожного движения. Практически все пункты Правил дорожно­го движения предусматривают уважительное отношение ко всем без исклю­чения участникам дорожного движения: пешеходам, пассажирам, велосипе­дистам, водителям других транспортных средств.

В Правилах дорожного движения четко определены обязанности для каждой категории участников дорожного движения. Но, вместе с тем, у всех есть общее правило — быть взаимно предупредительными. Что это значит? Если каждый будет выполнять предписанные правила и, тем самым, не ме­шать другим участникам движения, то это и означает взаимную предупреди­тельность. Например, водитель поворачивает на перекрестке, впереди пеше­ходный переход, по которому идет пешеход, и водитель пропускает его. Или пешеход, видя, что машина уже близко, не бросается ей наперерез — «авось» успею, а пропускает машину. Это и есть предупредительность.

Другая ситуация: на нерегулируемом перекрестке водитель обязан ус­тупить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Это пра­вило легковыполнимо, когда транспорт подъезжает к перекрестку одновре­менно с двух или трех сторон. А если с четырех? Тут, чтобы ситуация разря­дилась, не стала конфликтной, без взаимной вежливости не обойтись. Тогда вопрос, кто кому должен уступить дорогу, потеряет свою остроту.

Родная сестра предупредительности — предусмотрительность. Она со­стоит в том, чтобы смотреть вперед и видеть чуть дальше — как сложится до­рожная ситуация через 3-5 секунд, что может произойти через 10-20 секунд. В предусмотрительности и проявляется предупредительность, то есть води­тель должен предвидеть действия пешехода, а пешеход — действия водителя, для того, чтобы своевременно принять необходимые меры и избежать кон­фликта на дороге.

Настоящий водитель вежлив и предупредителен — он не будет крутить пальцем у виска и, открыв окно, выкрикивать в адрес зазевавшегося пешехо­да ругательства. Нельзя считать хорошим, надежным водителем человека, наделенного такими чертами, как агрессивность, неуравновешенность, не­доброжелательность, невежливость, высокомерие, пренебрежительное отно­шение к мнению окружающих и неумение обдумывать последствия своих слов и поступков.

Любое из этих неприемлемых качеств, при определенных обстоятель­ствах, может привести к беде. Например, под воздействием агрессивности водитель совершает множество опасных действий: легко «заражается» по­вышенной скоростью обгоняющей машины, пытаясь обойти «обидчика» лю­бой ценой. А когда надо уступить дорогу участнику движения, имеющему преимущество, вопреки здравому смыслу пытается проскочить. Попав на одну полосу с транспортным средством, которое, по его мнению, движется не­достаточно быстро, сердится и обгоняет, даже если обгон запрещен. Увидев приближающееся к перекрестку транспортное средство, которое может по­мешать ему, он не снижает, а наоборот, прибавляет скорость.

Дорога не терпит резких маневров. Резкое ускорение, торможение или перестроение всегда бывает неожиданным для других участников дорожного движения. Если один водитель обогнал другого, опасно «подрезав», не стоит отвечать ему тем же. «Мщение» на проезжей части никогда к добру не при­водило. Состязательность, присущая спорту, недопустима на дороге.

Неуступчивое, грубое поведение участников движения опасно для всех. Наоборот, доброжелательное и предупредительное отношение друг к другу создает благоприятную, спокойную обстановку на дороге. Без уважи­тельного и вежливого отношения друг к другу всех участников движения безопасность на дороге невозможна. Водитель должен помнить, что пешеход перед автомобилем беззащитен. Но и пешеходу не следует забывать, что воз­можности водителя не безграничны.

Если возникла опасная ситуация на дороге по вине другого водителя (или пешехода) и вы умелыми действиями не дали ей перерасти в дорожно-транспортное происшествие, будьте великодушны и не стремитесь отом­стить. Не размахивайте руками, не стучите демонстративно себя по лбу и не крутите пальцем у виска. На такие, в общем-то, безобидные действия может последовать неадекватная реакция этого водителя и его пассажиров. Если опасная ситуация возникла по вашей вине, покажите жестом другому водителю, что вы все поняли и приносите свои извинения. Если же конфликт все-таки возник, и вас вынуждают остановить машину для «разборки» — вы може­те не останавливаться. Водитель обязан остановиться только при совершении дорожно-транспортного происшествия.

Никто не в состоянии предусмотреть все ситуации на дороге. Но в большинстве ситуации от участников дорожного движения требуется лишь выполнение узаконенных Правилами действий. Если бы все водители и пе­шеходы были взаимно вежливы и предупредительны, то скольких трагедий удалось бы избежать!

Исследования отечественных специалистов и опыт зарубежных стран с низким уровнем дорожно-транспортных происшествий приводят к однознач­ному выводу: только личная дисциплинированность пешеходов и водителей гарантируют снижение числа жертв на дорогах. Дисциплина зависит, в первую очередь, от общего воспитания человека, от его культуры. Культура водителя и пешехода — часть общей культуры человека, то есть его общественного, нравственного и умственного развития. Человека вежливого, доброжелатель­ного, относящегося с уважением и предупредительностью к окружающим, трудно представить в роли нарушителя Правил дорожного движения.

Только вежливый, предусмотрительный участник дорожного движения вправе рассчитывать на уважительное отношение к себе других участников движения. Только в обстановке взаимоуважения можно добиться снижения числа дорожно-транспортных происшествий!

04Сентябрь2009, 4562 просмотра.



 

 

ВНИМАНИЕ!
Это онлайн-архив, созданный в соответствии с ФЗ № 125 «ОБ АРХИВНОМ ДЕЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», согласно п. 2 ст. 13. «Создание архивов». Основной фонд архива составляют публикации газет и журналов, изданные книги, а также рукописи по дальневосточной тематике. Доступ к архивным документам является открытым в электронном виде, согласно п.2 ст. 24 вышеобозначенного закона.
690090, г.Владивосток, ул.Пологая 53 офис 203, тел. 271-73-66