Адвокат школы

Школьный юрист – это юрист, специализирующийся на вопросах образования, школь

ного права и правовым нормам в школе.

Главная страница
Электронная почта
Поиск
Карта сайта

   

Главная Справочная ГИБДД

Дети на дороге и причины ДТП

Для определения причин ДТП анализируются различные данные — ме­сто ДТП, погодные условия, состояние транспорта, дороги, время суток, день недели и т.п. Часто кроме сотрудников ГИБДД привлекаются инженеры по эксплуатации транспорта, конструкторы транспортных средств, врачи, физиологи, химики, криминалисты и другие специалисты.

Причин ДТП много, но как бы они не были разнообразны, 85-99% из них происходит по вине человека-пешехода или водителя. Особенно опасно сознательное нарушение Правил дорожного движения, получившее сегодня, к сожалению, самое широкое распространение. ДТП происходят не потому, что правила перехода через дорогу сложны и трудновыполнимы. Большинство нарушителей знали Правила, но нарушили их. Есть, конечно, и такие, ко­торые Правил не знают или знают плохо.

Знание Правил дорожного движения, по мнению специалистов, обеспе­чивает человеку лишь около 10% необходимой безопасности. Остальное дос­тигается при помощи умения прогнозировать, то есть предвидеть опасность на дороге и действовать по обстановке. К большом сожалению, очень часто пе­шеходы, особенно дети, не осознают связи между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Меж­ду тем, связь самая прямая. Причиной ДТП становится именно недопустимое поведение: беспечность, недисциплинированность, нежелание соблюдать пра­вила безопасности и пренебрежительное к ним отношение, подражание (осоз­нанное и неосознанное) другим лицам, нарушающим Правила.

Установлена прямая зависимость между психоэмоциональными со­стояниями пешеходов и водителей и количеством аварийных ситуаций, воз­никших но их вине. Спешка, нервозность, общее утомление, хроническая усталость — все это тоже может стать причиной ДТП. Водители должны учиты­вать не только свое состояние, но и знать некоторые особенности поведения других участников дорожного движения, особенно детей. Необходимость особой осторожности и предупредительности в отношении детей вытекает из обстоятельств, что дети, в принципе, как и пожилые, и инвалиды не имеют достаточной психологической и физической готовности для участия в до­рожном движении.

Все физиологические системы ребенка еще не достигли своего полного развития. Более того, они находятся в состоянии становления. Многие про­цессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

Психологи уже давно установили, что дети, в силу своих возрастных психологических особенностей, не всегда могут правильно оценить мгновен­но меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда просто повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Да, взрослые пытаются перебежать улицу. И перебегают (правда не всегда ус­пешно), в чем помогает им умение «прикинуть» расстояние до машины и оценить ситуацию на дороге. Но это взрослые, а дети?

Улица и транспорт — это элементы окружающей среды, и освоение их детьми имеет свои особенности. Для детей важен личный опыт. Вспомните первое знакомство с огнем, иглой и т.д. Но ситуацию с дорогой и транспортом ребенок не может «оценить» лично, а последствия дорожно-транспортных происшествий и легкий порез или ожог — не одно и то же. Дорожно-транспортное происшествие — это трагедия, и в этом случае «личный» опыт ре­бенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом.

Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрос­лые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже изда­лека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают на­блюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В резуль­тате — мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Часто дети переоценивают безопасность собственного поведения. Причем готовность к риску мальчикам свойственна в большей сте­пени, чем девочкам, поэтому и в ДТП они попадают в 2 раза чаще. В отличие от взрослых у детей снижено чувство собственной безопасности.

Часто в ожидании возможности перейти через дорогу дети проявляют нетерпение. Время их терпеливого ожидания зависит от разных факторов: характера, физического состояния, цели и срочности передвижения, адапта­ции поведения к условиям движения.

Поведение ребенка не в последнюю очередь зависит от его природных данных. Внимание еще плохо распределяется: дети часто смотрят лишь в од­ном направлении, у них еще сохраняется «туннельное зрение“, особенно у маленьких. Многие психофизиологические особенности детей делают их по­ведение непредсказуемым. Так, ребенок из состояния покоя может неожи­данно ринуться вперед или изменить направление своего движения на 180 градусов, совершить прыжок в сторону, чтобы, например, не попасть в лужу.

В рассеянном состоянии ребенок может непроизвольно посмотреть в стро­ну, а это в свою очередь, может привести к непроизвольному изменению движения, что бывает опасно чреватыми последствиями, и особенности при езде на велосипеде. Надежная ориентация приобретаемся не ранее, чем в 7-ми летнем возрасте.

Дети до 4-х лет, как правило, еще совершенно не знакомы с дорожными знаками. Ввиду отсутствия специальных знаний поведение детей базируется на аналогичных движениях из микромира игрушек. Например, представление о том, что реальные транспортные средства могут в действительности сразу оста­навливаться на месте точно так же, как и их игрушечные автомобили.

Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой легковой машины, приближающейся с большой скоростью.

Рост ребенка — серьезное препятствие для обзора окружающей обста­новки. Уровень глаз в возрасте 3-х лет находится на высоте около 90 см.. в возрасте 6 лет — около 110 см., но из-за стоящих транспортных средств ребенку не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям.

В 6 лет ребенок зачастую еще не способен точно определим, источник звука. В рассеянном состоянии дети вообще часто не обращают внимание на звуки. Ребенок может не услышать звука приближающеюся автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания. Внимание детей избирательно и направлено преимущественно на единичные объекты. И концентрируется оно не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего, да и скорость восприятия звукового сигнала у детей гораздо больше, чем у взрослых.

Известно, что ребенок ориентируется преимущественно на общую об­становку и в меньшей мере руководствуется правилами. Детям впрочем, как и взрослым, свойственна коллективная ориентация, доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход на красный сигнал све­тофора) в значительной мере зависит от провоцируемого попечения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое стадное чувство: вести себя так же, как и другие. Кроме того, на детей большое внимание оказывают эмоции: радость, удивление, интерес к чему-либо, которые заставляют напрочь забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты.

Часто дети с большим трудом могут дать правильную опенку увиден­ной дорожно-транспортной ситуации и не способны быстро принимать ре­шения, соразмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на ко­тором этот автомобиль находится от него. Они еще не способны предугадать все возможные варианты поведения водителя. Более того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным вы­бором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности, он просто теряется.

Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую надо проявить ему сообразительность и скорость в принятии решения, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, раз­вивается замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение. Многие из этих затруднений испытывают не только дети дошкольного возраста, но и школьники.

Анализ статистических данных показал, что 95% наездов на детей происходит в 30 одних и тех же, повторяющихся, типичных ситуациях. Всего лишь 30 ситуаций-“ловушек», которые до сих пор не умеют распознавать и прогнозировать ни дети, ни водители, ни родители!

Совершаемые ошибки часто повторяются потому, что лишь одна из 200 ошибок «наказывается» испугом. Остальные 199 невольно закрепляются в сознании человека как допустимые или даже правильные действия. Таким образом, формируются и закрепляются ложные и опасные навыки и привыч­ки. В среднем из 400 ошибок одна ведет к гибели или серьезной травме под колесами. Но даже такое соотношение приводит к высокому уровню детско­го дорожно-транспортного травматизма. Достаточно сказать, что только за 5 лет 2000 по 2004 гг.) на дорогах Оренбургской области погибли 139 детей и 1954 ранены. Можно ли спокойно относиться к этим цифрам?

Дети, не усвоившие понятия о скрытых опасностях на дороге, практи­чески ежедневно «ставят эксперимент на себе». Многие склонны рассматри­вать ДТП как некую случайность, несчастный случай: «Если бы пешеход был чуточку быстрее, а автомобиль ехал бы чуточку правее и медленнее, то…» и т.д. Попадание в ДТП следует рассматривать, как следствие совершения кон­кретных ошибок, отсутствие предвидения, опыта, неумение принимать пра­вильные решения, опасной самонадеянности. В конечном счете, причина ДТП — незнание Правил дорожного движения и отсутствие необходимых на­выков поведения на дороге.

Случайных ДТП не бывает!

04Сентябрь2009, 2912 просмотров.



 

 

ВНИМАНИЕ!
Это онлайн-архив, созданный в соответствии с ФЗ № 125 «ОБ АРХИВНОМ ДЕЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», согласно п. 2 ст. 13. «Создание архивов». Основной фонд архива составляют публикации газет и журналов, изданные книги, а также рукописи по дальневосточной тематике. Доступ к архивным документам является открытым в электронном виде, согласно п.2 ст. 24 вышеобозначенного закона.
690090, г.Владивосток, ул.Пологая 53 офис 203, тел. 271-73-66