Физическое тело, имеющее большой вес и жесткость, само по себе представляет опасность. А если такое тело еще и быстро перемещается? Несущийся с большой скоростью автомобиль весом тысячи килограммов представляет собой, по сути, снаряд огромной разрушительной силы. Известны случаи, когда при наездах с большой скоростью автомобиль сдвигал с фундамента и разрушал небольшой дом, «срубал» железобетонную опору электропередачи, полностью разбивал другой автомобиль, опрокидывал трамвай и т.п. А если на пути такого автомобиля оказываются люди?
Опасность, которую представляет автомобиль, возрастает еще и оттого, что пешеход и автомобиль практически ничем не отделены друг от друга. Ведь проезжая часть и тротуар находятся почти на одном уровне. Уже при скорости 30 км/ч удар будет таким, как и при падении с крыши одноэтажного дома. А столкновение на скорости 100 км/ч не дает шансов выжить: оно равносильно падению с 12 этажа.
Дорожно-транспортные происшествия никогда не проходят бесследно, а тяжесть последствий соответствует серьезности самих ДТП. Примерно 5% погибших в авариях людей — дети. А более 80% пострадавших детей становятся инвалидами. Кто-то из них навсегда расстался с мечтой стать летчиком или строителем-высотником, кого-то вычеркнули из списка футбольной или хоккейной команды: хоть и поправился после перелома, но быстро бегать уже не может. А кто-то навсегда останется прикованным к инвалидному креслу или к кровати.
Ежегодно на дорогах Оренбургской области погибает целый «класс» детей в 25-30 учеников, и еще около 400 получают ранения различной степени тяжести, которые чрезвычайно опасны. В основном, это черепно-мозговые травмы, в сочетании с тяжелыми повреждениями органов грудной и брюшной полости, переломами конечностей. Травмы, полученные в результате наезда на ребенка транспортного средства, особенно тяжелы. Дело в том, что такая травма получается «двойной»: сначала автомобиль, сбивая человека, опрокидывает его на капот, а затем его тело падает на проезжую часть. В результате — два удара! Причем больше опасен именно второй удар, ведь дети, падая, ударяют об асфальт и бордюры чаще всего голову (соотношение веса головы к общей массе тела у них больше, чем у взрослых).
Тяжелыми бывают травмы и при ударе об острые углы и грани, а также жесткие конструкции автомобиля. Но если взрослый, сбитый машиной, получает «бамперный» перелом — перелом голени, то ребенку тот же удар приходится в живот, грудную клетку.
Последствия автотравм, чаще всего, оставляют на всю жизнь физические увечья и морально-психологические потрясения и не всегда проявляются сразу. В среднем, каждый ребенок с автотравмой проводит на больничной копке около двух месяцев, а срок реабилитации составляет 8-10 лет.
Ущерб, наносимый обществу вследствие ДТП, непоправим. Помимо унесенных и покалеченных жизней, это еще и немалые материальные потери. Каждое ДТП может иметь следующие последствия:
Гибель всех или некоторых участников ДТП.
Нанесение ущерба здоровью участникам ДТП.
Временная потеря движения, а значит трудоспособности.
Материальные потери:
— оплата «больничных листов“;
— выплата пособий по инвалидности;
— расходы на лечение;
— расходы на восстановление поврежденных транспортных средств;
— расходы на ремонт поврежденных сооружений.
Психические травмы участников ДТП или их родственников.
Все это еще раз подтверждает, что любое транспортное средство — источник повышенной опасности, а любое ДТП — это, прежде всего, человеческая драма!
Минимум знаний о типичных ошибках детей, водителей и родителей в дорожных ситуациях-“ловушках»
«Дорожная ловушка» — это ситуация на дороге со скрытой опасностью, к тому же незамеченной.
В дорожной ситуации встречаются двое: водитель, т.е. взрослый, и ребенок. Специально подготовленный для движения по дороге и новичок. Задача обезопасить ребенка в дорожных ситуациях ложится на двух взрослых: на родителя и на водителя. Родители, любящие своих детей, сделают все возможное, чтобы создать у своего ребенка навыки оценки дорожных ситуаций и безопасного движения. Но ребенок есть ребенок. И родитель есть родитель. Есть разные родители, которые сами ничего не знают, не умеют, не хотят, не понимают. Задача же водителя, второго взрослого — знать, понимать и компенсировать наиболее распространенные ошибки детей на дороге. Сделать это в большинстве случаев возможно.
Кроме физиологических препятствий ребенка в правильной оценке дорожной ситуации ему мешают еще и привычки. Привычки — это автоматические, закрепившиеся действия. Бытовые привычки могут быть полезными и безобидными. Но и безобидные в быту привычки порой становятся вредными на дороге.
Ниже перечислены основные привычки небрежного, «неответственного» наблюдения и движения, усвоенные в раннем детстве и опасные на дороге:
• Дети сотни, тысячи раз безнаказанно выбегали «с ходу» из-за домов, кустов, подъездов, заборов, не приостанавливаясь и не выглядывая, «что там за?..». Возникла привычка выбегать не глядя. Это — основная причина несчастных случаев с детьми на улицах и дорогах. Водители должны учесть
эту особенность поведения детей — привычку начинать движение не оглядевшись (например, в игре). А на улице это проявляется в привычке выбегать не осмотревшись из-за стоящих машин или других помех обзору (кусты, дома, снежный вал…); выезжать левее на велосипеде, не оглянувшись, нет ли сзади машины; в привычке бежать к автобусу через дорогу, не поворачивая головы для наблюдения; в привычке на пустынных улицах выходить или выбегать, не глядя на проезжую часть.
Дети привыкли делать шаг, не глядя, «отступать», что смертельно опасно, когда дети стоят на середине улицы при переходе ее в два этапа. Дойдя до середины дороги, дети смотрят только вправо, «какие машины нужно пропустить», и не смотрят влево — назад, не знают, что делается за спиной.
Случайный шаг назад, попятился, отскочил — и под колеса…
• Дети привыкли почти всегда бегать. И улицу пересекают они тоже бегом,
«побыстрее». Эту ошибку с малых лет часто поддерживают и взрослые,
внушая ребенку, что чем скорее он преодолеет опасную зону (проезжую
часть), тем быстрее будет в безопасности. В основе такого ошибочного
мнения лежит врожденный инстинкт — от опасности скорее надо убегать.
Но эффект получается обратный. При движении бегом трудно, почти не
возможно, внимательно смотреть по сторонам!
• Дети привыкли двигаться «по кратчайшему пути», наискосок. Но на улице
это опасно, так как переход получается спиной к движущемуся транспорту.
• Дети привыкли к непрерывному движению, а на улице нужно движение с
обязательной остановкой, паузой для наблюдения за дорожной обстановкой.
• Дети привыкли концентрировать внимание на интересующих их предметах,
«отключаясь» от наблюдения за окружающим. При этом сужается угол бокового зрения, и без того более узкий, чем у взрослых, и опасность «краешком глаза» не замечается. Каждый пятый из пострадавших детей не заметил машину, потому что его внимание было отвлечено интересующим его объектом, «целью» на другой стороне улицы или проезжей части (родные, знакомые, стоящий «мой» автобус, мяч, упавший предмет, киоск «мороженое»…).
В обиходе эту привычку детей так и называют «отвлечение внимания».
• Дети не умеют предвидеть возможную скрытую опасность и попадают
под машину, выбегая СПЕРЕДИ, СЗАДИ, МЕЖДУ стоящим на остановке
транспортом. Другая ошибка: посмотрев на дорогу слева и пропустив автомобиль, дети начинают движение, забыв об опасности, которая может
их подстеречь на другой стороне дороги. Часть пострадавших детей вы
бежали перед сравнительно медленно приближавшейся машиной, не видя,
что за ней скрыта (обгоняет или опережает) другая машина. Другие же
выбежали на дорогу, пропустив машину, не понимая, что она в первые секунды может скрывать за собой встречную!
• Дети теряют бдительность особенно часто на дорогах с малой интенсивностью движения. Привычку эту так и называют «понижение внимания».
На улицах с редким движением, «пустынных», дети, ошибочно считая,
что машин нет просто выходят или выбегают на проезжую часть, не по
смотрев по сторонам: стояли — вдруг выскочили, играли рядом — выбежали, шел по тротуару — побежал наискосок.
• Не умеют дети оценивать и такие технологические моменты, как движение задних колес автомобиля или прицепа, полуприцепа при повороте направо — это элементарная невнимательность па самом углу перекрестка. И
детей, не наблюдающих за дорогой, порой сбивает боргом или колесом
прямо под колеса поворачивающего автомобиля.
Привычки эти «сидят» в наших детях очень глубоко, проявляются, прежде всего, в моменты волнения, спешки. И сколько бы мы ни старались, родителям будет крайне трудно натренировать у детей новые привычки, даже если мы убедим родителей в необходимости срочных действий, что само по себе очень непросто.
Выходом из всех этих ситуации, то есть дорожных «ловушек», может быть система формирования у детей навыков безопасного преодоления проезжей части, у водителей — навыков компенсации ошибок детей.
ВАЖНЕЙШИЙ ПУТЬ К БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ НА ДОРОЕЕ -ФОРМИРОВАНИЕ У ВОДИТЕЛЕЙ «ТЕХНОЛОГИИ» КОМПЕНСАЦИИ ОШИБОК РЕБЕНКА!
Еще одна привычка неответственного движения, теперь уже у родителей — неумение взрослых прочно, надежно, по-особому, держать ребенка за руку на проезжей части и возле нее. Родители не умеют беречь детей, дети рядом с родителями — БЕСПЕЧНЫ, не приучены крепко держаться в зоне движения машин за руку родителей!
Анализ ДТП показывает, что для случаев с детьми — в ситуациях, когда дети вырвались из рук сопровождающих их взрослых. Опытные водители не изучали статистику, но, тем не менее, умеют компенсировать эту ошибку детей и их родителей.
04Сентябрь2009, 4360 просмотров.