Как заставить «Скорую» оказать помощь
Вам стало плохо, а «неотложка» медлит или отказывается принимать необходимые меры? [Обсудим?]
Анна ДОБРЮХА — 28.10.2009
Разбираем самые больные вопросы вместе с президентом Лиги защитников пациентов, председателем Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Александром Саверским.
«НЕОТЛОЖКА» ОБЯЗАНА ПРИЕХАТЬ ДАЖЕ В ГЛУХУЮ ДЕРЕВНЮ
На днях в редакцию пришло жуткое письмо: «Мой отец, живший в селе под Казанью, почувствовал себя плохо. Родственники позвонили в „Скорую“. Там сказали, что по приказу Минздравсоцразвития „Скорая помощь“ в сельскую местность не выезжает, порекомендовали обратиться к местному фельдшеру. Но фельдшер, обслуживающий несколько деревень, был в отпуске. В результате в течение часа родственники, плача, наблюдали, как умирал отец, не имея никакой возможности ему помочь… Владимир».
Мы немедленно разыскали приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи“ (от 1.11.2004 № 179). Там сказано, что в населенных пунктах, где живет меньше 50 тысяч человек, станции скорой медпомощи не создаются. Но! Это ни в коем случае не значит, что человек, живущий в деревне, приехавший на дачу или в загородный пансионат, должен в экстренной ситуации сам искать врача и добираться до ближайшего медпункта.
Внимание: КАЖДЫЙ, кто находится на территории нашей страны, имеет право на скорую помощь, если оказывается в состоянии, требующем срочного медицинского вмешательства (ст. 39 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).
Причем такая медпомощь предоставляется БЕСПЛАТНО, независимо от того, есть ли у больного российский паспорт (или вообще какой бы то ни было документ, удостоверяющий личность) и полис медстрахования.
В городах с населением более 100 тысяч человек согласно приказу Минздравсоцразвития организуются подстанции скорой помощи с расчетом 20-минутной транспортной доступности. Если в городе живут от 50 до 100 тысяч человек, в нем создается станция скорой помощи, которая работает круглосуточно как самостоятельное медучреждение.
В менее крупных населенных пунктах (до 50 тысяч человек) могут организовываться отделения скорой помощи при районных и городских больницах.
! В любом случае местные власти обязаны обеспечить каждому, кто позвонит по телефону “03“, приезд бригады медиков — либо со станции (подстанции) скорой помощи, либо из ближайшего медучреждения.
То есть в ситуации, о которой написал наш читатель Владимир, к его отцу безоговорочно обязаны были приехать медработники! Откуда их должны были прислать — дело органов местной власти, в том числе местного органа управления здравоохранением.
ОТФУТБОЛИВАЮТ ПО “03“ — ЗВОНИТЕ “02“!
Но что же делать тем, кто, будучи в шоке от боли или от переживаний за близкого человека, получает по “03» отказ приехать либо ждет «Скорую“ долгие часы?
— Если по номеру “03» вам прямым текстом говорят, что к таким пациентам не выезжают: мол, сами «оклемаетесь» либо, наоборот, «врач вам уже не поможет» (и так порой поступают с пожилыми тяжелыми больными, заявляя: «Труп в машине нам не нужен“), то сразу же звоните по “02», — советует опытный специалист по защите прав пациентов Александр Саверский.
Имейте в виду: в подобных ситуациях сотрудники «Скорой», прежде всего отфутболивающий диспетчер, подпадают под ст. 124 Уголовного кодекса «Неоказание помощи больному» и ст. 125 «Оставление в опасности» (та или иная статья применяется в зависимости от конкретных обстоятельств).
— Как правило, милиция сразу связывается со «Скорой», и такой звонок быстро дисциплинирует медработников, которым грозит уголовная статья, — поясняет Александр Саверский.
Бывает, что «неотложка“ напрямую не отказывается ехать к больному, однако отправлять выездную бригаду диспетчер не спешит.
— В таком случае перезвоните по “03» и сами напомните медработникам, что промедление равноценно неоказанию помощи больному и оставлению в опасности — ст. 124 и 125 УК (это судимость и до трех лет лишения свободы). Не поможет — сразу звоните в милицию (см. выше).
ЕСЛИ МЕДИКИ ВЫМОГАЮТ ДЕНЬГИ ЗА УКОЛЫ И ЛЕКАРСТВА
Приезд «Скорой» — это еще полдела, известны случаи, когда на месте медработники отказываются делать те или иные процедуры либо вымогают деньги за уколы, лекарства и т. д.
— Если вас не устраивает работа бригады «Скорой» — не выполняются необходимые, по вашему мнению, процедуры, медработники требуют деньги, «поскольку у вас нет медполиса“, и т. п., — сразу звоните по “03» и требуйте связать вас с главврачом подразделения «Скорой» либо дежурным врачом, исполняющим обязанности главного в данный момент, — советует Александр Саверский. — Как правило, это быстро дает нужный эффект.
Имейте в виду еще один полезный телефон: во многих регионах (особенно в крупных городах) сейчас действуют круглосуточные «горячие линии» местных органов управления здравоохранением. Там также оперативно принимают необходимые меры по жалобам граждан.
Продолжение — в ближайших выпусках «КП“ — Здоровье»: кто выбирает больницу, в которую должны отвезти пациента по «Скорой», что полагается пациентам, прибывшим по «неотложке», и др.
НА ЗАМЕТКУ
В крупных городах (свыше 100 тысяч населения) «Скорая» по правилам должна приезжать в течение 20 минут. Для других населенных пунктов нормативы прибытия «неотложки» Минздравом не установлены, действует общее правило о том, что медпомощь должны оказывать безотлагательно. На практике можно начинать беспокоиться и принимать меры (см. в тексте), если медики не появились в течение получаса.
СОХРАНИ
Куда срочно звонить в Москве
Дежурный врач станции скорой и неотложной медпомощи города Москвы: (495) 628-00-03; дежурный врач-педиатр: (495) 632-96-80.
Скорая психиатрическая помощь: (495) 625-31-01.
Скорая акушерско-гинекологическая помощь: (495) 681-00-60.
Глазная скорая помощь: (495) 699-61-28.
Глазная скорая помощь детская: (495) 237-19-71.
Стоматологическая скорая помощь: (495) 952-75-64.
«Горячая линия» Департамента здравоохранения города Москвы (круглосуточно): (495) 251-83-00.
Другие полезные телефоны, в том числе «горячие линии» в административных округах Москвы, смотрите на сайте http://www.mosgor-zdrav.ru/
БУДЬ В КУРСЕ!
Можно вызывать педиатров и кардиологов
Выездные бригады «Скорой» бывают фельдшерские и врачебные. В первую входят два фельдшера и санитар, во вторую — один врач, два фельдшера либо фельдшер и медсестра-анестезиолог, а также один санитар. В зависимости от тяжести состояния больного вы можете высказать пожелание диспетчеру, какую именно бригаду прислать.
Кроме обычных, существуют специализированные бригады скорой медпомощи: педиатрическая, кардиологическая, неврологическая, акушерско-гинекологическая и т. д. Как правило, такие профильные бригады организуются в подразделениях «Скорой» в крупных городах. Вызывая «неотложку», пациент может попросить диспетчера прислать конкретную специализированную бригаду.
Продолжение — в ближайших выпусках «КП“ — Здоровье»: кто выбирает больницу, в которую должны отвезти пациента по «Скорой», что полагается пациентам, прибывшим по «неотложке», и др.
Рис. Николая ВОРОНЦОВА.
ВОПРОС ДНЯ А у вас какие впечатления остались от «Скорой помощи»?
В стране новые случаи свиного гриппа. Если вам стало плохо, а «неотложка» никак не едет. Что делать?
Юрий ЭНТИН, поэт-песенник:
— Как-то мне стало плохо в аэропорту. Вызвал обычную «Скорую», но они начали так долго выспрашивать, куда ехать, что я плюнул и позвонил в платную «Скорую». Те приехали через пять минут. Другой случай произошел с моим сыном, у него подскочило давление. Вызвали обычную «Скорую», она примчалась через 10 минут. Врачи оказали помощь, дождались, когда сыну станет лучше, и только после этого уехали. Раз на раз не приходится.
Анатолий КУЧЕРЕНА, юрист, член Общественной палаты:
— Я, слава богу, опыта общения с «неотложкой» не имею. Но друзья сталкивались с проблемой. Долго приходится ждать из-за нехватки не только врачей, но и транспорта.
Константин БОРОВОЙ, политик:
— Не знаю, в чем причина, но в Москве «Скорая» работает идеально. Иной раз даже диву даешься, как они так быстро приезжают.
Алексей МАМОНТОВ, президент Московской международной валютной ассоциации:
— Однажды в театре во время спектакля, где я был, у человека случился приступ, а «Скорая помощь» никак не ехала. Администратору пришлось выбежать на проезжую часть и остановить случайно проезжавшую «неотложку».
Марина СЕРГЕЕВА, бывшая медсестра, Казань:
— Масса неприятных впечатлений у меня осталась скорее от больных. Больше всего нервирует паника родственников пациентов. После пятого вызова за день начинаешь ненавидеть людей.
Олег ГАЗМАНОВ, певец, композитор:
— Были разговоры с друзьями, которые пытались вызвать «Скорую»… Ситуация тяжелая в стране, наряду с безумно дорогими лекарствами еще и проблемы с транспортом. Лучше не болеть!
Татьяна МАРКИНА, дизайнер, Тула:
— Однажды в 10 километрах от ближайшего поселка сына ужалила пчела. Оказалось, что у него аллергия на пчелиный яд, и он начал задыхаться. Мы вызвали «Скорую» из райцентра. Ребята прибыли уже минут через 15 и успели вовремя вколоть ребенку что-то от аллергии и спасти его.
Мария ЧЕБУРИНА, фельдшер «неотложки», Нижний Новгород:
— А я на «Скорой помощи» мужа встретила. Он работал водителем, я — фельдшером линейной бригады. Не верьте, когда говорят, что на «Скорой“ работают лентяи и лодыри, — люди здесь трудятся замечательные!
Москвичка, читательница сайта KP.RU:
— Три раза звонили в “03», чтобы человека в центре Москвы забрали — помирал на улице. Ехали целый час.
Ждем ваши истории и вопросы на сайте
28 Октябрь 2009, 11876 просмотров.